19.04.2024
Узбекистан пока «воздерживается» от ЕАЭС?
На днях президент Узбекистана Ш.Мирзиёев заявил, что страна будет в ЕАЭС пока в статусе наблюдателя. Поскольку требуется тщательно проработать вопросы по обеспечению независимости Узбекистана при его вступлении в ЕАЭС. Скорее всего, главная причина отсрочки процесса вступления страны в этот блок — стремление, по некоторым данным, добиться от российской стороны долговременных преференций для узбекистанского бизнеса.Руководство Узбекистана в прошлом году заявляло, что эксперты республики уже прорабатывают вопросы полноценного участия страны в ЕАЭС и не заинтересованы затягивать этот процесс. Но, похоже, эта позиция скорректирована. Почему?
— Как сообщает национальное информагентство «Podrobno.uz» (Ташкент, 17 января с.г.), "...узбекские власти хотели бы от России широкой амнистии для своих трудовых мигрантов. Несколько сотен тысяч граждан Узбекистана не могут въехать в Россию, поскольку ранее нарушили её миграционное законодательство. Такое же количество еще находящихся в России нарушителей боятся покинуть ее территорию, опасаясь, что их потом не пустят обратно".
То есть, речь идет о том, чтобы добиться согласия РФ со всё более крупным притоком трудовых мигрантов из Узбекистана, в т.ч. с "желательными" нарушениями российского законодательства (?). При этом речь не идёт, хотя бы, о сдерживании этого "трудопотока" за счёт более активного, чем сегодня, создания постоянных рабочих мест в Узбекистане.
Кроме того, "...Узбекистан уже дал понять возможным будущим партнерам по союзу, что хотел бы льготных переходных периодов для ряда своих отраслей - в некоторых случаях, до 10-ти лет". Имеются в виду преференции, прежде всего, для текстильной промышленности страны в РФ-ЕАЭС. Точнее, в Узбекистане - в отличие от РФ (и от большинства других стран союза) - уже который год растёт госсубсидирование этой отрасли и её экспортных поставок. При том, что страна уже с 2021-22 гг., согласно решениям ее руководства, прекратит экспорт хлопка-сырца, другого текстиль-сырья и продуктов первичной переработки сырья для легпрома. В отличие от стимулирования производства-экспорта продуктов глубокой переработки означенного и смежного сырья.
При таких тенденциях многие российские предприятия текстиль- и легпрома (если не их большинство ?) оказываются заведомо неконкурентоспособными в сравнении с узбекистанскими продуцентами/экспортерами. Тем более что ряд изделий тамошнего легпрома со второй половины середины 2010-х уже пользуются преференциями в РФ.
При этом, Узбекистан уже которое столетие остаётся крупнейшим поставщиком хлопка-сырца в Россию и очевидно, что проблемна быстрая смена географии этих поставок - тем более проблематична (если вообще возможна) эта быстрая замена в крупных объемах. Не исключено, в этой связи, что продолжение хлопко-поставок в РФ в Ташкенте заинтересованы, образно говоря, "обменять" на вышеупомянутые льготы Москвы для трудовой иммиграции из Узбекистана?..
В связи с упомянутыми факторами, "требуется тщательно проработать вопросы доступа на российский рынок готовых товаров текстиль- и легпрома из Узбекистана, - отмечает президент СОЮЗЛЕГПРОМа Андрей Разбродин. - Нет ни одной экономики в мире, которая бы успешно работала только за счет выпуска готовой продукции. Если же вносить такие коррективы, то необходимо обсуждать это со всеми заинтересованными сторонами. Чтобы не нарушить сложившийся баланс потребления и выпуска продукции, и избежать"политизации" таких вопросов".
По мнению А.Разбродина, при их решении промышленность и экспорт должны регулироваться на государственном уровне, а "только бизнес-структурами эти вопросы решить невозможно и даже вредно для экономики".
А.Чичкин (Союзлегпром)
21.01.2020