Узбекистан пока «воздерживается» от ЕАЭС?

      На днях  президент  Узбекистана  Ш.Мирзиёев заявил, что страна будет в ЕАЭС пока в статусе наблюдателя. Поскольку требуется тщательно  проработать вопросы по обеспечению независимости Узбекистана при  его  вступлении в ЕАЭС. Скорее  всего, главная  причина отсрочки процесса вступления страны в этот блок —  стремление, по некоторым данным,  добиться от российской  стороны долговременных  преференций для узбекистанского бизнеса. 
   
   Руководство Узбекистана в прошлом году  заявляло, что эксперты республики  уже  прорабатывают вопросы полноценного  участия страны в ЕАЭС и  не заинтересованы   затягивать этот  процесс. Но,  похоже,   эта позиция скорректирована.   Почему?  
    —  Как сообщает национальное  информагентство  «Podrobno.uz» (Ташкент, 17 января  с.г.), "...узбекские власти  хотели бы от России широкой амнистии для своих трудовых мигрантов. Несколько сотен тысяч граждан Узбекистана не могут въехать в Россию, поскольку ранее нарушили её миграционное законодательство. Такое же количество еще находящихся в России нарушителей боятся покинуть ее территорию, опасаясь, что их потом не пустят обратно".
  То есть,  речь идет о том, чтобы добиться  согласия  РФ со всё более крупным притоком трудовых мигрантов  из Узбекистана, в т.ч. с "желательными"  нарушениями российского законодательства (?). При этом  речь не идёт, хотя бы,  о   сдерживании этого "трудопотока" за  счёт более активного,  чем сегодня,  создания постоянных рабочих мест в Узбекистане. 
   Кроме того,  "...Узбекистан уже дал понять возможным будущим партнерам по союзу, что хотел бы льготных переходных периодов для ряда своих отраслей - в некоторых случаях, до 10-ти лет".  Имеются в виду преференции, прежде  всего, для текстильной промышленности   страны в РФ-ЕАЭС.  Точнее,  в Узбекистане - в отличие от РФ (и от большинства других стран  союза) -  уже который год растёт госсубсидирование этой отрасли и её экспортных поставок. При том, что страна уже с 2021-22 гг.,  согласно решениям  ее руководства,  прекратит экспорт хлопка-сырца,  другого текстиль-сырья и продуктов первичной переработки сырья для легпрома. В отличие от стимулирования  производства-экспорта продуктов глубокой переработки означенного и смежного сырья. 
     При таких тенденциях многие российские предприятия текстиль- и легпрома (если не их большинство ?) оказываются заведомо  неконкурентоспособными в сравнении с узбекистанскими  продуцентами/экспортерами. Тем более что  ряд изделий тамошнего легпрома   со второй половины  середины 2010-х  уже   пользуются преференциями в РФ.
    При этом, Узбекистан уже которое столетие остаётся  крупнейшим поставщиком хлопка-сырца в  Россию и очевидно,  что проблемна быстрая  смена географии этих поставок - тем более проблематична (если вообще возможна) эта быстрая  замена в крупных объемах. Не исключено, в этой  связи,  что продолжение  хлопко-поставок в РФ в Ташкенте заинтересованы, образно  говоря,  "обменять" на вышеупомянутые льготы Москвы для трудовой иммиграции из Узбекистана?..   
    В  связи с упомянутыми факторами, "требуется тщательно проработать вопросы доступа на российский рынок готовых товаров текстиль- и легпрома из Узбекистана, - отмечает президент СОЮЗЛЕГПРОМа Андрей Разбродин. - Нет ни одной экономики в мире, которая бы успешно работала только за счет выпуска готовой продукции. Если же  вносить такие коррективы, то необходимо обсуждать это со всеми заинтересованными сторонами. Чтобы не нарушить сложившийся баланс потребления и выпуска продукции, и избежать"политизации" таких вопросов". 
   По мнению А.Разбродина, при их решении промышленность и экспорт должны регулироваться на государственном уровне, а "только бизнес-структурами эти вопросы решить невозможно и даже вредно для экономики".
 
  А.Чичкин (Союзлегпром)




21.01.2020

×
Напишите нам
×
Регистрация
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*
×
Вход
Регистрация Вспомнить пароль
×
Вспомнить пароль